Небольшая Равенна среди «звездных» городов Италии занимает достойное место. Ее уникальность, византийский колорит достопримечательностей, приглушенную глубинную основательность и красоту особенно ценят истинные знатоки Италии. Город с населением всего 360 тысяч человек имеет на своей территории 8 объектов, признанных ЮНЕСКО достоянием всего человечества. Сотни тысяч туристов со всего мира приезжают сюда, чтобы увидеть прекрасные рукотворные памятники прошлого.
Удивительно, но этот город на протяжении веков всегда почитали поэты. Во времена взлетов и падений, процветания и разрушений. Еще Данте уподоблял его «симфонии света». Хотя Данте можно понять, ведь в этом городе жила его возлюбленная. Ради нее он покинул Флоренцию. В Равенне создана самая жизнеутверждающая часть «Божественной комедии» — «Рай».
Существуют и другие версии особого отношения поэта к городу. Но как бы то ни было: похоронен он именно здесь. Гробница великого поэта почитается наравне с религиозными святынями.
И лорд Байрон тоже вслед за любимой примчался в Равенну. Итог этой романтической истории — создание целого цикла великолепных стихов и талантливых драматических произведений. Наш великий соотечественник Александр Блок тоже посвятил стихи этому городу.
Порт вдали от моря
Когда император Октавиан Август в I веке нашей эры начал строительство порта, способного защитить римские поселения, это казалось разумным. Удобное расположение предполагало отличные условия охраны с моря. Но коварство реки По и подземные воды постепенно свели на нет планы градостроителя. Прибывший сюда в IV веке византийский исследователь и историк увидел «яблони вместо мачт» на месте портового города.
Время продолжало свой бег, Равенна развивалась. В V – VIII веке была столицей Западной Римской империи. На следующих спиралях истории ее ожидало забвение и потеря престижного статуса. Но в наследство оставались прекрасные памятники художественного творчества и архитектуры. Эти достопримечательности — гордость современной Равенны.
До Адриатического моря от города в настоящее время достаточно далеко — 10 километров. Это не стало помехой для оборудования отличных пляжей. Добраться до них можно быстро и комфортно. Немаловажный «плюс» морского отдыха в Равенне — сосновый бор у самого побережья.
Столица мозаики
Равенна является признанной «столицей мозаики» в Италии. Знаменитые храмы, мавзолеи, соборы, достопримечательности города создавались во времена раннехристианского и византийского влияния на его историю. В VI веке Византия имела огромный политический вес в мире. Именно Равенна была местом пребывания экзарха — представителя византийского императора.
Город всегда славился производством мозаики и художественными талантами мастеров-мозаичистов. Поэтому чуждое влияние не привело к утрате собственных традиций. Благодаря византийскому влиянию произошел великолепный симбиоз лучших достижений обеих культур. Вот почему мозаики, украшающие исторические сооружения Равенны, не только не уступают, но подчас и превосходят константинопольские достопримечательности по уровню художественной ценности. Памятники мозаического искусства Равенны признаны непревзойденными во всем мире.
В основе мозаик — простое стекло, достаточно экономичное в производстве. Но добавление в стекломассу различных объемов золота, меди, ртути превращает обычный материал в волшебно-красочные кусочки смальты. Игра света на их поверхности создает невероятные оттенки.
Особенность византийских мозаик — удивительный золотой фон. Расположение кусочков смальты относительно друг друга рождает потрясающую игру света. Падают ли на изображения лучи солнца, отблески свеч, лунное марево. Завораживающие картины вызывают восторг не только специалистов, но и людей, далеких от искусства.
Мавзолей Галлы Плацидии
Эта достопримечательность города Равенны, входящая в список ЮНЕСКО, знаменита тем, что хранит самые древние мозаики мира. Всех, кто хоть однажды побывал под сводами удивительного храма, потрясает контраст внешнего и внутреннего убранства. Мавзолей Галлы Плацидии — аскетичная мрачноватая постройка с кубическим куполом. Кирпичная, скромно украшенная вертикальными выступами в форме арок.
Но внутри входящих ждет невероятное зрелище! Нижняя часть достопримечательности декорирована прозрачным мрамором, создающим ощущение воздушной невесомости. Купол в насыщенных синих и золотых тонах подобен небесной тверди. На этом фоне изображенные фигуры православных святых и архангелов словно парят. Восемьсот золотых звезд окружают золотой крест в центре купола. Увеличивающийся кверху масштаб — традиционная византийская техника — усиливает зрительный эффект.
Мавзолей Галлы Плацидии обязан своим существованием неординарной женщине — дочери римского императора Феодосия Великого. Она воспитывалась в Константинополе. Затем возвратилась к отцу в Равенну, привезла с собой византийских мастеров. История сохранила легенды о ее нелегкой судьбе: дважды ее насильно выдавали замуж, попадала в плен к варварам, была регентшей Равенны при малолетнем сыне. Похоронена в Риме. Но Мавзолей Галлы Плацидии — достойный памятник в ее честь.
Восемь православных апостолов, изображенных по периметру купола, жестами и поворотами головы создают ощущение движения. Христос в образе Доброго Пастыря словно смотрит на входящих со стен свода. Но при внешней разноплановости сюжетов все мозаики органично создают целостное восприятие.
Достопримечательностью исторической реликвии являются также мраморные саркофаги, хранящие свои тайны. Например, в одном из них при исследовании были обнаружены останки мужчины и женщины. Хотя надпись соответствует об ином захоронении.
Мавзолей Галлы Плацидии настолько интересен, что посетить его ежедневно стремятся тысячи туристов. Пришлось даже ввести правило не задерживаться в помещении более пяти минут. И что в результате? Желающие встают в очередь для посещения несколько раз.
Тайны ареанской религии
Тайны арианской религии хранит церковь Сан Витале в Равенне. И это единственный город на Земле, в котором можно увидеть Христа в образе воина или подростка. Еще в раннехристианский период арианская ветвь православных течений была объявлена еретической. Но в художественно-исторических произведениях «столицы мозаики» свидетельства об арианстве сохранились.
Так, арианцы считали, что Христос был крещен еще подростком. И этот факт нашел отражение в сюжете на куполе собора. Дотошных туристов удивляет и «рогатая» фигура рядом. Но, по верованиям ариан, это всего лишь дух реки Иордан. Облик собора красочно и объективно описан поэтом:
Сказочный храм восьмигранный. Снаружи он выжжен.
В камень латинских надгробий уперся рельеф контрофорсов.
Грешную душу наполнит во тьме ликование цвета.
Чудной мозаикой тысячелетняя светится смальта.
Вещественное свидетельство об арианцах — Мавзолей Теодориха Великого. Он был королем арианцев. Православная церковь объявила его варваром. Но в народной памяти Теодорих остался защитником и покровителем Равенны. Мавзолей Теодориха — почитаемая достопримечательность города.
Мавзолей Галлы Плацидии, как и многие другие исторические усыпальницы, не хранит останки той, что дала ему имя. Но Мавзолей Теодориха Великого полностью соответствует своему предназначению. В нем покоится прах основателя.
С этим связана интересная легенда. По преданию, гадалка предсказала будущему правителю Равенны смерть от молнии. Поэтому отношение к этому природному явлению у Теодориха было особенным. При сооружении Мавзолея в качестве крыши был использован огромный круглый монолит. И во время грозы именно в этом помещении прятался царь варваров. Но мощная молния все же расколола камень и убила Теодориха. Тут его и похоронили в темно-красном саркофаге.
Мавзолей Теодориха, как и Арианский баптистерий — яркие достопримечательности города. Арианский баптистерий сделали уникальным небезуспешные попытки православных христиан уничтожить признаки арианства в его сюжетах. Так, Христа-подростка на купольных мозаиках искусственно «состарили» до положенных 30 лет. Но оставили обнаженным, что несвойственно православным сюжетам.
Когда арианство было признано еретическим на знаменитом Никейском соборе в 561 году, Арианский баптистерий попытались переименовать в ораторию Пресвятой Богородицы. Увы, эта искусственная мера не смогла изменить истинный статус сооружения.
Во время Второй мировой войны здание подверглось бомбардировкам, но, несмотря на многовековой возраст, выстояло. К сожалению, многие уникальные мозаики и достопримечательности были тогда безвозвратно утрачены. Впоследствии Арианский баптистерий отреставрировали. Многие уникальные мозаичные фрески удалось вернуть почти из небытия.
Теперь исторический шедевр достойно представляет Равенну, как один из самых интересных городов Италии.